MENU
Главная » 2017 » Сентябрь » 16 » Тревожный ребенок. Рекомендации для родителей
07:07
Тревожный ребенок. Рекомендации для родителей

Повышенная школьная тревожность выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность. Для тревожных детей учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты и т.д.). Как распознать тревожного ребенка педагогу? Вот косвенные признаки, которые могут указывать на повышенную школьную тревожность.

  • Тревожность проявляется в привычных действиях: ребенок постоянно крутит что-то в руках, теребит одежду, волосы, потирает руки, крутит пальцы, сосет пальцы, ручку, волосы, грызет ручки и карандаши. Такие признаки могут иметь временный характер, если ребенок оказывается в новой ситуации или переживает стресс. Например, многие первоклассники грызут ручки в период адаптации к школе. В большинстве случаев через некоторые время эти признаки проходят. Если же они сохраняются долгое время, это может говорить о высокой тревожности ребенка.
  • Тревожность связана с мышечным напряжением, поэтому тревожный ребенок часто напряжен, скован, не может расслабиться или, напротив, повышенно суетлив, у него может быть сбивчивая, неровная речь, он может вздрагивать при неожиданных звуках или обращении.
  • Иногда тревожность сопровождается тем, что ребенок легко краснеет, бледнеет или потеет в трудных для него ситуациях.
  • Тревожность ярко проявляется в учебной деятельности: такой ребенок теряется, когда к нему обращаются внезапно, постоянно исправляет ответ, причем это может и не вести к существенному улучшению качества работы, часто извиняется, перепроверяет уже сделанное.
  • Тревожные дети напряженно следят за реакцией учителя, настойчиво ищут подтверждения правильности своих действий, переспрашивают: «Так?», – и не продолжают работу, не получив одобрения. Они задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, верно ли они его поняли. При выполнении индивидуального задания они обычно просят учителя посмотреть, правильно ли они сделали.

Рекомендации для родителейНеобходимо понять и принять тревогу ребенка - он имеет на нее полное право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации из школьной жизни, вместе ищите выход. Учите делать полезный вывод из пережитых неприятных ситуаций - приобретается опыт, есть возможность избежать еще больших неприятностей и т.д. Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом.

Для родителей первоклассников:

  1. Поддерживайте ребенка в стремлении стать школьником;
  2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность;
  3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда он учится – у него может что-то не сразу получаться;
  4. Составьте с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением;
  5. Не пропускайте трудности на первом этапе обучения;
  6. Поддерживайте в ребенке желание добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите то, за что его можно похвалить;
  7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обратиться за консультацией к учителю или школьному психологу;
  8. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге;
  9. У ребенка должно быть время для игровых занятий.

Для родителей пятиклассников:

  1. Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
  2. Пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей;
  3. Поддерживайте авторитет учителя;
  4. Обсуждайте с ребенком его школьные дела, учебу и отношения с друзьями;
  5. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обратиться за консультацией к учителю или школьному психологу;

Для родителей выпускников:

  1. Необходимо проговорить с ребенком перспективы, возникающие в случае успешной сдачи экзамена, обсудить, что будет, если успехи будут менее значительными: важно чтобы ребенок понял, что семья безусловно верит в его способности, но готова поддержать в случае неудачи;
  2. Необходимо поддерживать у учащегося ощущение готовности к экзамену, отмечая затрачиваемые усилия и их результат;
  3. Через каждые 40-50 минут менять род деятельности. При параллельной подготовке разных предметов желательно чередовать естественно - научные и гуманитарные дисциплины;
  4. Желательно, чтобы выпускник при желании имел возможность рассказать родителям выученный материал;
  5. Не следует настаивать, чтобы ребенок выключал музыку или телевизор при подготовке к экзаменам;
  6. Важно особенно внимательно следить за режимом питания ребенка.

Для родителей десятиклассников:

  1. Важно помочь ребенку научиться грамотно, распределять свое время и планировать день так, чтобы оставалось время для отдыха, сна и внеучебных дел;
  2. Предоставить возможность ребенку обсуждать свои жизненные планы, не навязывая принятого заранее решения;
  3. Строить отношения с ребенком на новых – партнерских началах.
Просмотров: 313 | Добавил: Tan4ik
Всего комментариев: 0
avatar